Приветствую Вас, дорогие друзья. Думаю, для каждого путешественника, впервые отправляющегося в новую страну и неизвестную культуру, одним из главных вопросов является «Насколько наши миры отличаются? Что у них не так, как у нас?». На эти вопросы я отвечу именно с точки зрения моего опыта, моих первых впечатлений и отмечу, что именно удивило меня. И обязательно оставляйте свои вопросы и впечатления в комментариях. Понеслись?

В этой статье я не смогу охватить абсолютно все безумные действия и поразительные обычаи, которые имеются в Китае, но давайте постараемся уместить хотя бы некоторые из них.

Граница

Я пересекал границу России и Китая на автобусе и первое, что заметил – это разница в работе пограничных служб. Доблестные служащие нашей великой страны уж очень крепко держаться за многовековые былинные корни Емели, лежащего на печи и явно нежелающего совершать каких-либо действий в сторону улучшения жизни. Гены – штука сильная.

В зале таможенного контроля находилось человек 200, но, как обычно в России, из 4 дверей работала лишь одна. На самом деле многие иностранцы не могут понять: «Зачем нужны эти двери и проходы, если они всегда закрыты или не работают?». И в этом я с ними абсолютно солидарен. Преодолевая очередной пункт проверки Вы начинаете замечать, что наши работники мало того, что явно не хотят работать, так еще и ощущается маленькая долька ненависти за то, что мы вообще решили пройти эту границу и нарушить покой гордых носителей формы. Но ничего страшного, у нас это дело обычное и уже мало кто замечает такое отношение к себе пока…

Пока Вы не попадете в китайскую зону контроля. Эти роботы, а по-другому их не назвать, имеют каменные лица, изредка улыбающиеся, но не имеющие никаких негативных чувств лично к Вам. Китайские пограничники выполняют свою работу быстро и на автомате. Если создается очередь немного больше нормы, то открывается еще один проход с еще одним работником. Даете паспорт в руки пограничнику, он пристально смотрит на Вас и если Вас нет в базе всемирного розыска, то услышите долгожданный звук печати, громко отчеканенной в паспорте, разрешающей въезд в страну. Лишь пара мгновений. А еще на стойке работника с Вашей стороны есть кнопочки, которые просят оставить оценку качеству обслуживания от 1 до 5. Мой палец всегда жмет на 5. Невозможно устоять перед обаянием этих терминаторов.)) Я думаю, Вы догадываетесь почему наши не ставят такие. Просто там нужна будет всего одна кнопка – 0!

В залах чисто и аккуратно. Уже на въезде в Китай Вы понимаете, что мания гигантизма советского союза на ментальном уровне перешла с коммунизмом и в поднебесную. Высоченные потолки, бескрайние пространства – все это поражает воображение своими масштабами.

Граница со стороны Маньчжурии

Граница со стороны Маньчжурии

Я очень люблю свою Родину, но все-таки в качестве обслуживания и организованности работы на границе мы сильно проигрываем нашим восточным братьям.

Дороги и водители

Совершив первый глоток китайского воздуха Вас садят на автобус, который довезет до центра города. И тут начинаются первые приключения. Качество дорого в основном лучше, чем в России. Нет вмятин, ям, ямок и даже ямочек. Ну, а если они появляются, то довольно быстро прилетает армия дорожников и латает эти недостатки. Дороги частично асфальтированные, частично бетонные. И тот и тот вид покрытия позволяет комфортно передвигаться по Китаю на любом транспорте. А ведь это даже не платные дороги, которых тоже в Китае много, это обычные городские дороги – и они прекрасны.

Маньчжурия

Но всю эту благодать компенсируют китайские водители. Это просто безумие. При первом взгляде складывается такое ощущение, что 12-ти летних детей, которые только-только научились кататься на велосипеде резко пересадили за руль автомобиля!

Поворотник? Нееет уж. Не дождетесь. Встречаются они здесь крайне редко. Резко затормозить без видимых на то причин? Легко! Обыденность. Повернуть налево с крайнего правого ряда одним резким движением, даже не посмотрев при этом безумном поступке по сторонам? Пф, элементарно. Каждый день такие маневры вытворяют сотни водителей! Вылететь со второстепенной дороги, совершенно не оглядываясь на главную и не убирая ногу с педали газа? Ооо, это норма. Повернуть направо, когда горит красный цвет светофора? Это вообще признанное правило движения.

Дороги в Маньчжурии. Китай

И очень важная особенность – китайские водители НИКОГДА не уступают пешеходам. Даже на пешеходных переходах. Ужас? А то. Молодые мамочки с колясками и неподдельной опаской пересекают улицы, совершая каждый шаг только при полном отсутствии автомобилей или на свой страх и риск между нескончаемым потоком двигателей и жести.

Пешеходы в Маньжурии. Им никогда не уступают

Пешеходы в Маньжурии. Им никогда не уступают

 

А этот дяденька бежал изо всех сил, чтобы не прокатиться на капоте красного авто

А этот дяденька бежал изо всех сил, чтобы не прокатиться на капоте красного авто, ведь тот добавлял газу, а не наоборот.

Весь этот дурдом приправлен неисчислимыми толпами мотоциклистов и велосипедистов, которые уверенны в своей равнозначности на дороге.

Мотоциклы в Маньчжурии - катастрофа и спасение в одном флаконе!

Мотоциклы в Маньчжурии — катастрофа и спасение в одном флаконе!

Видимо и юные и старые китайцы, видимо, придумали негласное соревнование на самую кровавую аварию с их участием. Такое ощущение складывается после очередной попытки двухколесного водЯтела пролететь перед твоим бампером на высокой скорости. Со смертью на перегонки называется. Хотя, возможно, это новая программа КНР по борьбе с перенаселением.

Женщины на мотоциклах даже в движении успевают ухаживать за собой при виде фотообъектива))

Женщины на мотоциклах даже в движении успевают ухаживать за собой при виде фотообъектива))

Ну что, Вы уже убедились, что на дорогах Китая происходит дикая вакханалия? А представляете сколько аварий происходит из-за такого движения!? ууу…

Отвечу просто – около 2-3 в год. И то просто царапины. Я спрашивал очень многих бывалых русских в Маньчжурии об этом. Итог один – за все их пребывание в Китае ни разу не сбили человека и стукнулись слабенько пару раз несколько машин.

Возникает закономерный вопрос: Как так то? Ведь у нас в России намного выше уровень вождения, а аварийность высокая. Весь секрет в скорости. Средняя скорость движения по дорогам Маньчжурии 40 км/ч. И это ограничение китайцы соблюдают очень строго. Когда ты едешь по российским дорогам и ожидаешь, что все должны ехать правильно и всячески лавируешь, когда кто-то совершает вот такое безумие, описанное выше, то все равно зачастую не успеваешь увернуться от глупых выходок соседей по дорожному полотну. В Китае же все двигаются нереально абсурдно и поэтому абсолютно каждый водитель в каждый момент времени ждет таких же выходок от других. Например, если я резко затормозил посреди дороги, потому что увидел такое желанное парковочное место, то вероятность 99.9% процентов, что целая вереница из 30 автомобилей спокойно остановится и максимум посигналит.

Дороги в Маньчжурии

Но и сигналят здесь тоже не со злости. Мне кажется, они так злых духов отгоняют. Потому что делают это китайцы с особым наслаждением и стремительным желанием. Например, таксист, если едет пустой, обязательно посигналит идущему пешеходу, чтобы тот заметил его и, возможно стал клиентом. А теперь представьте, что в городе миллионы жителей, сотни тысяч таксистов и половина из них пустые – какой гул стоит в городе от всепронизывающих звуков клаксонов?

А этот таксист просто остановился посреди движения. Сзади него организовалась нормальная такая пробка

А этот таксист просто остановился посреди движения. Сзади него организовалась нормальная такая пробка

Но все привыкли и я тоже. Всего за несколько часов я начал уверенно передвигаться на машине по местным правилам: со всеми резкими поворотами и кульбитами, изредка пропуская пешеходов и спокойно, но резко, притормаживая перед вышедшим из-под контроля водителем спереди.

Чистота в городе

На данный момент в России, практически возле каждого магазина стоят урны самых различных конфигураций и размеров. В Китае же я увидел совершенно обратную картину – мне, как добропорядочному гражданину и гостю поднебесной не положено бросать всякие бутылки и упаковки от других инноваций пищевой индустрии на землю, но для поддержания этой марки приходится довольно долгое время ходить по улицам с мусором в руках просто потому, что мусорных бочков тут не более одного на весь квартал. Их толком нет!  Можно идти минут 15 и найти пристанище для ваших отходов где-нибудь в маленьком закаулке.

Обычная улица Китайской Маньчжурии

Обычная улица Китайской Маньчжурии

А знаете, что самое интересное? Здесь всегда чисто! В поле зрения нет ни одной мусорки, но и ни одной бумажки тоже нет! Как так получается, когда у нас в России полно урн, а мусор как будто бросают специально мимо, после чего он разлетается бесконечным роем по городу как тополиный пух, а в Китае нет урн, но и улицы всегда чистые. И это при том, что китайцы все и всегда бросают сразу себе под ноги. Сигареты, упаковки, коробки, обертки, кожуру. Я думаю даже телефоны они тоже кидают вниз при неудачном разговоре.

Красивая площадь в Маньчжурии перед озером. Вот вокруг нее напичканы урны через каждые метра 2

Красивая площадь в Маньчжурии перед озером. Вот вокруг нее напичканы урны через каждые метра 2

Ответ гениально прост. Орды уборщиков со специальными совками-мешками и метлами, как коршуны налетают на добычу сразу же, как только та попадается им на глаза. И под словом орды я имею ввиду действительно очень много людей!

Стандартная женщина-дворник в Китае со своим волшебным оружием против мусора

Стандартная женщина-дворник в Китае со своим волшебным оружием против мусора

Орудие стандартной женщины-дворник в Китае

А вот и ее волшебный совок-мешок

Именно поэтому, складывается ощущение асфальта, который кушает бутылки – вроде бросил на землю 5 минут назад, а ее уже нет. Китайский парадокс!

Практически нет фиксированных цен

Ну наконец-то! Мы добрались, пожалуй, до самого интересного момента. Представьте такую картину: Вы заходите в магазин брэндовой одежды. Представьте себе любую марку на Ваш вкус. И первое отличие от наших магазинов – здесь нигде не висит цен. Их просто нет. Все нужно спрашивать. И, вдруг, заметили майку, которая Вам ну очень приглянулась. Она вся такая красивая и отлично сидит. Вы ходите дальше по магазину.

Через какое-то время берете Вашу уже любимую майку и спрашиваете продавца о стоимости. Но вот стоит, к сожалению, она 400 юаней. Дороговато. Вы корчите лицо, якобы дорого. И говорите: «Давай за 200!». Тут же в ответ Вам следует порция возмущений на китайском языке наподобие: «Ээ, это же турция, качество. Какие 200? Это не выгодно мне…» и т.д. Вы задаете дополнительный вопрос: «За сколько отдашь?». «Ну 350 максимум», — доносится до Ваших разочарованных ушей. После очередной перестрелки цифрами продавец останавливается на показателе 310 юаней. Вы в последней попытке говорите: «Ну хорошо, 290 и я забираю». Но и тут убийственное «нет» пронзает Ваше сердце и вектор движения меняет свое направление в сторону выхода с образовавшимися грустными глазами на потускневшем лице. И тут за спиной раздается бесконечно радостное: «Ладно, давай 295 и она твоя!». Уху! Победа! Мы сэкономили 105 юаней!

Вам кажется, что это отдельный случай или просто магазин такой. Да и вообще на наших рынках такое сплошь и рядом. Но разница Китая и России в том, что в стране восходящего солнца можно торговаться везде и по любому поводу: фрукты на рынке, вода в магазинчике кроссовки в магазине, сумочка в модном бутике, чехол для телефона за 50 рублей, благовония за 1 юань, — это все повод для долгих, но веселых споров из-за ценовой политики.

В китайских магазинах почти всегда нет ценников

В китайских магазинах почти всегда нет ценников

Хочешь узнать сколько стоит любой продукт? Спроси продавца. И так по любому поводу))

Хочешь узнать сколько стоит любой продукт? Спроси продавца. И так по любому поводу))

Я не люблю торговаться. По крайней мере так было в России. Здесь все иначе. Ты уверен, что 100% какую-нибудь скидочку получишь. Пусть небольшую, но она будет. Это такая традиция – торговаться. Если продавец Вам назвал цену, а Вы сразу согласились, то это считается дурным тоном. И все уйдут расстроенными. Продавец, потому что посчитает, что продешевил, раз так быстро взяли, а Вы, что не использовали свой удачный шанс сэкономить порой до 50% от стоимости товара. Просто торги здесь на другом ментальном уровне! Они как состязание. Чувствуется напряжение и азарт, но никакой агрессии. Только драйв и удовольствие от обоюдно выгодной сделки. Конечно, Вы должны знать – какую бы скидку не получили, Вам все равно продали дороже, чем своему китайскому товарищу еще, но и это понижение первоначальной стоимости греет где-то внутри и радует, что «10 рублей, но я выбил у этого китайца».

На этом все. Статья получилась довольно длинная, но, надеюсь, интересная.

Ваши впечатления пишите в комментариях и обязательно делитесь с друзьями!

comments powered by HyperComments